Аристотель — пророк?

Ассаламу алейкум, мой вопрос: являлись ли Аристотель и другие греческие философы пророками? Сначала приведу мною найденные доказательства, которые говорят о пророчестве Аристотеля:

  1. Ибн Тавус в книге «Фараджул Махмум фи тарих улямяин нуджум» на стр. 151 приводит от Сейида Муртады, что многие греческие философы были пророками.
  2. Сейид Кемаль Хейдари в своей лекции «al mantiq» приводит следующий хадис, чтоб доказать пророчество Аристотеля:                         و قد كان أرسطاطاليس رد عليهم فقال إن الذي يكون بالعرض و الاتفاق إنما هو شي‏ء يأتي في الفرط مرة لأعراض تعرض للطبيعة فتزيلها عن سبيلها و ليس بمنزلة الأمور الطبيعية الجارية على شكل واحد جريا دائما متتابعا Аристотель отверг их, сказав: «То, что входит в бытие по воле случая или удачи — это то, что происходит лишь один раз ввиду определённых факторов в природе, что делает это необычным и не связанным с естественными материями, которые существуют в одной форме непрерывно и последовательно»                                              источник: аль-Муфаддаль ибн Умар, «Таухид аль-Муфаддаль», стр.180

Далее еще один хадис, в котором Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и его семейство) называет Аристотеля пророком:

  • يروى أن عمرو ابن العاص قدم من الإسكندرية على النبي فسأله عما رأى؟ قال : رأيت قوما يتطلسون ويجتمعون حلقا، ويذكرون رجلا يقال له أرسطو طاليس لعنه الله! فقال له النبي: مه يا عمرو!، إن أرسطو طاليس كان نبيا فجهله قومه Передаётся от Амра ибн аль-Аса, который вернулся из Александрии к Пророку и Пророк (Да благословит его Аллах и его семейство) спросил его (Амра) о том, что он увидел там. Амр ответил: «Я видел людей, который собираются в халака и хвалят человека, по имени Аристотель, да проклянет его Аллах». Тогда Пророк сказал: «О Амр, Аристотель был пророком, но люди неправильно поняли его (проигнорировали его)!»                                                                        источник: Мухаммад аль-Дайлами, «Махбуб аль-Кулюб», стр. 14

Однако я наткнулся на статью человека, по имени Надер Завери, который пишет:

  1. Книга «Таухид аль-Муфаддаль» является недостоверной. И в хадисе Имам не хвалит Аристотеля, а лишь цитирует его.
  2. Сподвижник шестого и седьмого имамов — Хишам ибн аль-Хакам написал книгу «Опровержение Аристотелю по теме Единобожия» (كتاب الرد على أرسطاطاليس في التوحيد). Наджаши и Туси подтвердили, что Хишам является автором этой книги.
  3. Что касается хадиса из книги «Махбуб аль-Кулюб», то у этого хадиса нет иснада, и сама книга, в которой передан данный хадис, не принимается ни суннитами ни шиитами. И Амр ибн аль-Ас никогда не был в Александрии до смерти Пророка (Да благословит его Аллах и его семейство), что делает хадис вымышленным.

Буду рад, если проанализируете эти доказательства, и скажете, чьи доводы сильнее в этом спорном вопросе.

Наставник الأستاذ Спросил 12.08.2016 в История.
Добавить комментарий
Лучший ответ

Уа алейкумас салам уа рахматулла!

Для начала необходимо заметить, что в хадисах, и тем более в Священном Коране, нет никаких крепких и заслуживающих доверия доводов на то, что Аристотель или кто-либо другой из известных греческих философов был пророком. Некоторое время назад в СМИ были опубликованы слова аятуллы Джавади Амули, где он утверждал, что греческие философы были под влиянием учений его светлости Ибрахима (мир ему!) и тем самым, в каком-то смысле, были его учениками. Согласно его словам до Ибрахима (мир ему!) никто не приводил доказательства единства Бога и он был первым в истории человеком, который это сделал. И эти доказательства распространились по всему Ближнему Востоку и Греции, и именно под воздействием этих доводов воспитывались греческие философы, вроде Платона и Аристотеля.

Многие мусульманские ученые и мыслители всегда высоко ценили Аристотеля как ученого и философа, но я не знаю ни одного ученого, который утверждал бы о пророчестве Аристотеля. Лекцию Камаля Хейдари я не слушал, но думаю, что и он не является сторонником этой идеи, возможно данный хадис он приводил как предположение, а не окончательный и неопровержимый довод. И все таки, в хадисе из книги Таухид Муфаддаля нет ничего, что доказывало бы пророчество Аристотеля, даже если мы найдем что-либо, что указывает на хвалу Имама (мир ему!) в адрес Аристотеля. Поэтому, скорее всего и Камаль Хейдари не является сторонником данной точки зрения.

Что касается отрывка из Фараджул махмум, то и это не может быть крепким доказательством пророчества Аристотеля, так как, 1) Там ничего не говорится об Аристотеле, а речь идет обо всех, цитирую, признанных философах, в чьих словах и знаниях нет никаких недостатков, например Гермесе; 2) Данное утверждение не принадлежит самом сеййиду Муртаде, а, насколько я понял, передается им от Абул Хасана Аль-Хейсама, а от кого тот передает неизвестно.

Что касается хадиса от Амр Ибн Аль-Аса, то данный хадис передается только Мухаммадом Ад-Дейлами в Махбубул Кулуб  и является мурсалом, поэтому является слабым и не может служить доказательством.

Помимо отсутствия надежных и заслуживающих доверия доводов на пророчество Аристотеля, имеются неопровержимые доказательства на отсутствие у него такового, в их числе труды Аристотеля, которые никоим образом не похожи на откровение и несомненно являются плодом человеческого ума, результатом размышлений и философствований.

Но, отсутствие у него пророчества никоим образом не делает его человеком отрицательным или плохим, при чтении некоторых статей и мнений у меня возникало впечатление, что он должен быть или пророком или скверным человеком, что никоим образом неправильно.

Скорее всего, греческие философы, в их числе Аристотель, были так или иначе под влиянием божественных учений и откровения, как об этом утверждал аятулла Джавади Амули, но сами, конечно же, пророками не были.

Познавший العارف‎ Ответил 24.08.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.