Аиша

Салам алейкум уа рахматулла, насколько достоверен данный реваят и похожие реваяты о том, что Али (а) развёл Аишу и Пророка (саас)? Имам Махди, мир ему, отвечая на вопрос о разводе Аиши, сказал:

«Поистине, Аллах, свято Его имя, наделил жён Пророка особенностью и даровал им почёт, что они матери [верующих]. И сказал Посланник Аллаха Повелителю верующих, мир им: «О отец Хасана, поистине этот почёт остаётся, пока они повинуются Аллаху. Если же после меня какая-то из моих жён восстанет и выйдет против тебя, то разведи её [со мной] и лиши её почёта быть матерью верующих» («Ихтиджадж», том 2 стр. 271).

Старец الشيخ Спросил 03.10.2016 в История.
Добавить комментарий

Уа алейкумас салам!

В Аль-Ихтиджадже (том 2, стр. 271) иснад хадиса не приведен, только упомянут  Саад Ибн Абдулла Аль-Куми Аль-Ашари, который рассказывает о своем диалоге с Имамом Махди (а). То есть, предание является мурсалом. Но в Камал Ад-Дине Садука задис приведен с полным иснадом (стр. 454).

Вот иснад хадиса:

حدّثنا محمّد بن عليّ بن محمّد بن حاتم النوفليُّ المعروف بالكرمانيُّ قال : حدّثنا أبو العبّاس أحمد بن عيسى الوشاء البغداديّ قال :حدّثنا أحمد بن طاهر القمّيّ قال : حدّثنا محمّد بن بحر بن سهل الشيبانيُّ قال : حدّثنا أحمد بن مسرور ، عن سعد بن عبد الله القمّيِّ

Мухаммад Ибн Мухаммад Ан-Науфали Аль-Кирмани, от Абул Аббас Ахмад Ибн Муса Аль-Багдади, от Ахмад Ибн Тахир Аль-Куми, от Мухаммад Ибн Бахр Аш-Шайбани, от Ахмад Ибн Масрур, от Саад Ибн Абдулла Аль-Куми.

Вот, что пишет об этом хадисе Мухаммад Таки Маджлиси (отец Алламе Маджлиси) в толковании книги «Ман ла йахдурухул факих» «Раудатул муттакин» (том 14, стр. 16):

لسعد بن عبد الله في هذا القسم عجيب، إذ لا خلاف بينأصحابنا في ثقته و جلالته و غزارة علمه يعلم ذلك من كتبهم، فإن كان الباعث له علىذلك حكاية النجاشي عن بعض أصحابنا ضعف لقاءه العسكري عليه السلام فهو أعجب لأن ذلكلا يقتضي الطعن بوجه، و ذكر في حاشيته على الخلاصة على ضعف اللقاء، ذكرها الصدوقفي كتاب إكمال الدين و أمارات الوضع عليها لائحة

«Наджаши в своем толковании к Аль-Хуласа указал на слабость встречи Саад Ибн Абдуллы с Имамом Аскари (а), о которой упомянул Садук в своем Камал Ад-Дине, признаки выдуманности этой истории очевидны».

Но Алламе Маджлиси не согласен был с Наджаши и принимал достоверность этой встречи.

Сеййид Хои, после упоминания данного хадиса, говорит:

و هذه الرواية ضعيفة السند جدا فإن محمد بن بحر بن سهل الشيباني لم يوثق و هو متهم بالغلو و غيره من رجال سند الرواية مجاهيل على أنها قد اشتملت على أمرين لا يمكن تصديقهما: أحدهما حكايتها صد الحجة ع أبان من الكتابة و الإمام ع كان يشغله برد الرمانة الذهبية إذ يقبح صدور ذلك من الصبي المميز فكيف ممن هو عالم بالغيب و بجواب المسائل الصعبة؟ الثاني: حكايتها عن موت أحمد بن إسحاق في زمان العسكري ع
مع أنك عرفت في ترجمته أنه عاش إلى ما بعد العسكري ع

Это очень слабое предание, Мухаммад Ибн Бахр Ибн Сахл Аш-Шайбани не является заслуживающим доверия и обвиняется в гулатстве. А все остальные передатчики неизвестны, помимо этого в предании имеются две вещи, в которые невозможно поверить….

Муджамур риджал, том 8, стр. 78-79 (в некоторых зиданиях: том 9, стр. 82).

Этот хадис также передается Мухаммадом Ибн Джарир Ат-Табари в его книге Далаил аль-имама (стр. 506), вот иснад предания:

وأخبرني أبو القاسم عبد الباقي بن يزداد بن عبد الله البزاز، قال: حدثنا أبو محمد عبد الله بن محمد الثعالبي قراءة في يوم الجمعة مستهل رجب سنة سبعين وثلاثمائة، قال: أخبرنا أبو علي أحمد بن محمد بن يحيى العطار، عن سعد بن عبد الله بن أبي خلف القمي

От  Абул Касим Абдул Баки Ибн Яздан…., от Абу Мухаммад Абдулла Ибн Мухаммад…, от Абу Али Ахмад Ибн Мухаммада, от Саад Ибн Абдуллы…

Так как эта цепочка также восходит к Саад Ибн Абдулле, то сомнение Наджаши по поводу наличия встречи с Имамом Аскари (а) в этом случае также уместо, как и уместен ответ Алламе Маджлиси по этому поводу.

Также, первые два передатчика (Абул Касим Абдул Баки Ибн Яздан и Абу Мухаммад Абдулла Ибн Мухаммад) — неизвестны, о них нет упоминания в книгах по риджалу, я по крайней мере не обнаружил. А по поводу третьего (Абу Али Ахмад Ибн Мухаммада) имеются разногласия, сеййид Хои считает, что недоказано, что он заслуживает доверия.

Но, даже если мы сможем доказать достоверность этих хадисов (что на мой взгляд невозможно) и придем к выводу, что Пророк (с) предоставил право Имаму Али (а) развести его (с) с Аишей в случае ее выхода против него (а),

Что может значить развод ушедшего из жизни Пророка (с) с жывущей Аишей? Только то, что таким образом мусульмане получили бы право жениться на ней, что в свою очередь сомнительно, учитывая запрет в Священном Коране.

если мы все это докажем посредством этих преданий, то вопрос о том, воспользовался ли Имам Али (мир ему!) этим правом, и развел ли он Пророка (с) с Аишей или нет, останется открытым. И этот вопрос уже никак невозможно доказать, так как, никаких фактов и доказательств указывающих на это у нас нет. Так как, одно то, что Имам (а) обладал таким правом не означает, что он им воспользовался.

Познавший العارف‎ Ответил 04.10.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.