Доводы в пользу таглида
Салам алейкум.
Могли бы Вы разобрать тему относительно таглида? в последнее время некоторые группы активно публикуют материалы против дозволенности таглида ученым.
Хотелось бы,чтобы Вы разобрали досконально данный вопрос.
Большая просьба,чтобы ответ был непосредственно от Вас с доводами, а не как тут где кто-то цитирует муджтахида.
Уа алейкумас салам!
У каждого мусульманина есть несколько вариантов:
- Быть специалистом в области фикха и исламского шариата и права, таким образом, самостоятельно выводить положения из сунны и Корана.
- Не быть специалистом, а обращаться к нему, чтобы узнать, что говорит ислам о том или ином положении? Что запрещает, а что разрешает? Что обязательно, а что нет? И т.д.
Первый вариант — приемлем и разрешен. А второй вариант, хоть и имеет тонкости, о которых мы поговорим позже (и посмотрим, какие разновидности разрешены, а какие нет), также, более чем ясно, что сам по себе (если пока не учитывать разновидности) дозволен, и если вы нашли человека, который говорит: «нет, необязательно обращаться к специалисту, если ты сам не специалист», то срочно необходимо сдать его на лечение. Это приемлемо, если речь идет о пустяках, например, какую конфету выбрать в магазине, с шоколадом или нет. А в таких вопросах, как выполнение обязанностей, возложенных на человека Богом — это неприемлемо и крайне глупо.
Во втором случае, имеется несколько вариантов:
- Обращаться к одном и тому же специалисту.
- Обращаться к разным специалистам.
В первом из них имеется несколько вариантов:
- Обращаться к любому специалисту. Встретил первого попавшегося специалиста и стал обращаться к нему по вышеупомянутым вопросам.
- Найти и обращаться к самому знающего и справедливому (а’лам).
Первый вариант неприемлем, всегда нужно выбирать лучший вариант. Разве не так вы поступаете во всех сферах своей жизни!? Выбирая жену, согласны ли вы выбрать первую попавшуюся девушку-мусульманку!? Разве вопрос выполнения своих обязанностей перед Богом менее важный и значимый вопрос!? Нет, наоборот, это самое значимое дело в жизни человека. На это имеются доводы и из Священных текстов, но нет смысла их приводить, вопрос более чем ясен, если только человек не болеет чем-то очень серьезным.
Второй вариант (найти и обращаться к самому знающего и справедливому (а’лам)) — приемлем.
Вариант второй, то есть, обращение к разным специалистам, также, имеет несколько вариантов:
- Обращаться ко всем сразу.
- Обращаться только к некоторым.
Первый вариант (обращаться ко всем) возможен и логичен только если вы обращаетесь ко всем, соблюдая осторожность (ихтият) — это приемлемо. Что такое ихтият: например, если хоть один специалист издал фетву о запрете на что-то, то соблюдать запрет, даже если все остальные издали фетвы о разрешении. Более подробную информацию об ихтияте вы можете легко найти в интернете.
Все остальные классы данного варианта абсурдны или невозможны, например, обращаться ко всем сразу и следовать фетвам всех.
Второй вариант (обращаться только к некоторым) имеет несколько разновидностей:
- Обращаться то к одному, то к другому по своему усмотрению, наугад, или кто раньше встретится, например, понравилась (или встретил) фетва одного специалиста — обратился к нему, а в другом вопросе, понравилась фетва другого, обратился ко второму и т.д. Это неприемлемо, является беспричинным предпочтением, точнее причиной являются собственные вкусы, предпочтения, симпатии, традиции, понятия (блатные, этнические, субкультурные, школьные, либеральные и т.д.), а это тупик и падение в пропасть, а не служение Богу. Поэтому, неприемлемо.
- Обращаться к самым знающим и лучшим в каждой из областей. В фикхе имеются разные главы и классы вопросов, например, вопросы хаджа, молитвы, поста, торговли и экономики, брака и т.д. И естественно, имеются люди, которые являются лучшими в одной из этих глав (например, в вопросах экономики), и другие, которые сильны в других (например, в вопросах молитвы и поста). Приемлемо, обращаться по вопросам экономики к первому, а в вопросах молитвы и поста, ко второму.
Также, у многих специалистов нет мнения по некоторым вопросам, они в сомнении или не имеют достаточно оснований для вынесения решений, в подобных случаях, издавая фетву, с сомнениями и основываясь на недостаточных, на их взгляд, основаниях, они подчеркивают это и пишут «согласно предосторожности». По таким вопросам приемлемо обращаться к другому специалисту, но, который является наилучшим и самым знающим после первого, а если и у второго, также, нет четкой фетвы по данному вопросу и он также пишет «согласно предосторожности», то обратиться к другому, наиболее знающему после первых двух, и так можно продолжать, пока не найдете ясной фетвы. В противном случае, следовать фетве по предосторожности первого специалиста.
Таким образом, мы получаем несколько приемлемых вариантов, а все остальные являются отмороженностью (возможно, я слишком наивен, полагая таким образом), учитывая важность вопроса, или вовсе невозможны:
- Быть специалистом.
- Не быть им, но: а) соблюдать осторожность (ихтият); б) найти лучшего и справедливого специалиста, и следовать его рекомендациям и фетвам.
Если придерживаться одного из этих трех путей, то даже если человек не выполнит своих обязанностей так, как то было возложено шариатом, например, специалист ошибся в своем решении и вывел неверную фетву, он ведь не непорочный, естественно, что ошибается, то с вас снимается всякая ответственность и вы считаетесь выполнившим свои обязанности. Почему? Потому, что вы сделали максимум, что могли, с учетом сложившейся ситуации. Можно ли сделать еще что-то? Можно ли найти более лучшие варианты?
А если вы обойдете эти приемлемые варианты и не выполните то, что возложено шариатом так, как оно возложено, например, спросите соседа или специалиста, но не лучшего из них: «а как молиться?», он объяснит, а в Судный день выяснится, что неправильно объяснил. В подобном случае, у вас не будет оправданий перед Богом, так как, вы не сделали всего того, что могли сделать. Вы или не обратились к специалисту, или обратились, но не лучшему. Еще хуже, если вы, не будучи специалистом, будете самостоятельно издавать фетвы. Можно встретить несчастных, которые даже арабского не знают, а смелости и дерзости перед Богом, чтобы издавать фетвы, уже хватает.
На мой взгляд, все предельно ясно и доводы титановые, нет необходимости еще что-то доказывать или объяснять. Но, если для вас остались неясные вопросы и моменты, то прошу вас написать об этом, подробно объяснив, что именно и почему неясно. Я, в свою очередь, попробую ответить на ваши сомнения и разъяснить неясные моменты.