Хорасани и черные флаги из Хорасана
Ассаламу алейкум ва рахматуллах! Был бы очень признателен, если бы вы проинформировали насчет Хорасани и флагов из Хорасана. Качества этой личности, его предполагаемый внешний вид. Есть ли у нас где нибудь информация о том, что у него одна рука будет отличаться от другой, а так же другие моменты. Насколько достоверны эти хадисы, если они имеют место быть в наших сборниках?
Заранее благодарен!
Уа алейкумас салам уа рахматуллахи уа баракату!
Имеются хадисы в которых упоминается Хорасани и черные флаги из Хорасана.
Хадис номер 1: 13-й хадис из 14-й главы «Сокрытие» Нумани:
Стр. 255
Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда вы увидите огонь со стороны востока подобный жёлто-красному величественному цвету, который будет виден три дня или семь, ожидайте облегчения (фарадж) семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, если будет на то воля Великого и Всемогущего Аллаха. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый». Затем он сказал: «Крик не раздастся иначе как в месяце рамадан, ибо месяц рамадан это месяц Аллаха. И крик в нём это крик Джабраиля, да будет мир с ним, к этим людям». Затем он сказал: «Возглашающий с неба возгласит имя Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, и услышит его тот, кто на востоке, и тот, кто на западе. Не останется спящего, который бы не проснулся, стоящего, который бы не сел, сидящего, который бы не встал на свои ноги, испугавшись этого крика. Да помилует Аллах того, кто придаст значение этому крику и ответит на него. Первый крик это крик Джабраиля – верного духа». Затем он сказал: «Этот крик будет в месяце рамадан в ночь на пятницу в ночь на двадцать третье число. Не сомневайтесь в нём, слушайте и повинуйтесь. А в конце дня раздастся крик проклятого Иблиса, который возгласит: «Знайте, такой-то был убит несправедливо», чтобы вызвать в людях сомнение и посеять среди них смуту. Сколько же в тот день сомневающихся и растерянных, которые свалятся в огонь! Поэтому, когда вы услышите глас в месяце рамадан, то не сомневайтесь в нём, ибо это глас Джабраиля. И отличительным признаком его будет то, что он возгласит имя Каима и имя его отца, и услышит его девушка в своих покоях, которая побудит своего отца и своего брата к выступлению». И он сказал: «Два этих гласа непременно раздадутся до выступления Каима. Глас с неба, и это глас Джабраиля с именем обладателя этого повеления и именем его отца. И второй глас с земли, и это глас проклятого Иблиса, который возгласит, что такой-то был убит несправедливо, желая этим смуты. Так последуйте первому гласу и сторонитесь последнего, чтобы не впасть в смуту». И он сказал: «Каим не выступит иначе как во время сильного страха людей, потрясений, смуты и бед, которые охватят людей, предшествующей чумы, рубящего меча среди арабов, сильнейших разногласий между людьми, расхождений в их религии и изменений в их состоянии. И желающий будет желать смерти утром и вечером из-за великих потрясений, которые он увидит в бешенстве людей и уничтожении ими друг друга. Его выступление случится во время безнадёжности, когда они отчаются увидеть облегчение. Да будет блажен тот, кто застанет его и станет его помощником. И горе всего горя тому, кто воспротивится ему и воспротивится его повелению, став его врагом». Затем он сказал: «Когда он выступит, он поднимется с новым повелением, новой книгой, новой сунной и новым приговором. Он будет суров к арабам. Его делом будет только смерть, он никого не оставит и в повелении Аллаха его не охватит порицание порицающего». Затем он сказал: «Когда потомки такого-то начнут разногласить между собой, тогда и ожидайте облегчения (фарадж). Нет вашего облегчения иначе как в разногласиях потомков такого-то. Когда они начнут разногласить, ждите крика в месяце рамадан и выступления Каима. Воистину, Аллах вершит что желает. Каим не выступит, и вы не увидите того, что любите, пока потомки такого-то не начнут разногласить между собой. А когда это случится, люди возжелают их, разойдутся слова и выступит Суфьяни». И он сказал: «Потомки такого-то неизбежно будут властвовать. А когда они будут властвовать, а затем впадут в разногласия, их власть разделится и их повеление разъединится, и выступят против них Хорасани и Суфьяни. Этот с востока, а этот с запада. И поспешат они к Куфе словно две скаковые лошади. Этот оттуда, а этот оттуда. И погибнут потомки такого-то от рук тех двоих, и они не оставят никого из них». Затем он сказал: «Выступление Суфьяни, Йамани и Хорасани произойдёт в один год, в один месяц и в один день в порядке как порядок бусинок в ожерелье. Одни последуют за другими, и явится беда со всех сторон, и горе тому, кто будет враждовать с ними. И среди знамён нет знамени более верного, чем знамя Йамани. Это знамя руководства, ибо он зовёт к вашему повелителю. Когда выступит Йамани, он запретит продажу оружия людям и каждому мусульманину. Когда выступит Йамани, поднимись к нему, ибо его знамя это знамя руководства, и не дозволено мусульманину отворачиваться от него. Кто сделает это, тот окажется из обитателей огня, ибо он зовёт к истине и к прямому пути». Затем он сказал мне: «Окончание власти потомков такого-то подобно разбитию глиняной тарелки. И подобно тому, что в руках шагающего мужчины находится глиняная посуда, которая выпала с его рук, когда он был небрежен, и разбилась. И он, испугавшись, сказал, когда она разбилась: «Ах». И завершение их власти подобно этому, и более небрежно. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал с минбара Куфы: «Аллах, да возвеличится и прославится Его поминание, определил в том, что определил, предначертал и сделал неминуемым то, что будет. И Он неизбежно захватит Бани Умаййа мечом открыто, а потомков такого-то захватит врасплох». И он сказал: «Мельница неизбежно начнёт молоть. А когда она станет устойчива на своих основах, Аллах отправит к ней жёсткого раба безвестного происхождения, и будет с ним победа. Его сподвижники с длинными волосами, они обладатели усов и чёрных одежд, и они обладатели чёрных знамён. Горе тем, кто станет враждовать с ними, они убьют их в возбуждении. Клянусь Аллахом, я словно взираю на них, на их деяния, и на то, что получат от них нечестивцы и грубые бедуины. Аллах даст власть им над ними без жалости, и они в возбуждении убьют их по обеим сторонам Евфрата в их стоящих на суше селениях и прибрежных городах в наказание за то, что они совершали. И твой Господь не поступает несправедливо с рабами».
Достоверность хадиса:
Первый передатчик, Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Саид Ибн Укда, хоть и является зейдитом, но является надежным передатчиком:
14445 — أبو العباس الكوفي:
من مشايخ الكليني، و هو مشترك بين محمد بن جعفر الرزاز، و أحمد بن محمد بن سعيد بن عقدة، و كلاهما ثقة
Муджаму риджалил хадис, том 21, стр. 211
Второй: Ахмад Ибн Юсуф Ибн Якуб Абул Хасан Аль-Джафи — в книгах нет ничего ни за него, ни против него, кроме того, что было сказано Наджаши:
ثم إن الوحيد قدس سره قال في التعليقة.
أحمد بن يوسف بن يعقوب الجعفي، روى: عن محمد بن إسماعيل الزعفراني، و فيه إشعار بوثاقته أقول: نظر في تلك إلى ما ذكره النجاشي، في ترجمة محمد بن إسماعيل بن ميمون الزعفراني، من أنه روى عنه الثقات، لكن لا دلالة لهذا الكلام على أن كل من روى عن محمد بن إسماعيل، ثقة كما هو الظاهر.
Вахид в своем комментарии сказал: он передавал хадисы от Мухаммад Ибн Исмаила Аз-Зафарани, и это указывает на то, что он был надежным.
Но, сеййид Хои говорит: Вахид Бахбахани сказал эти слова с учетом того, что Наджаши сказал, что от Мухаммад Ибн Исмаила Аз-Зафарани передают надежные, но это не доказывает, что всякий, кто передает от Мухаммад Ибн Исмаила Аз-Зафарани является надежным.
Муджаму риджалил хадис, том 2, стр. 366
Таким образом, надежность Ахмад Ибн Юсуф Ибн Якуб Абул Хасан Аль-Джафи не доказана.
Третий: Исмаил Ибн Мехран — надежный (сига), заслуживающий доверия:
السكوني و اسم أبي نصر زيد مولى كوفي يكنى أبا يعقوب ثقة معتمد عليه
Четвертый: Хасан Ибн Али Ибн Абу Хамза — проблемный передатчик:
الحسن بن علي بن أبي حمزة البطائني
مولى الأنصار أبو محمد. واقف بن واقف ضعيف في نفسه و أبوه أوثق منه
Вакифит, сын вакифита, сам он слабый передатчик, его отец больше заслуживает доверия.
Ар-Риджал, Ибн Аль-Гадаири, стр. 51
О Хасан Ибн Али Ибн Абу Хамза сказано много плохого в книгах, но все эти слова передаются от Ибн Фаддаля, надежного, но в конце жизни заблудившегося человека. А Ибн Фаддал называл его лжецом.
Существуют и противоположная точка зрения на Хасан Ибн Али Ибн Абу Хамза, подтверждающая его надежность, например, то, что он был передатчиком Куми в его толковании, а также передатчиком Камил Аз-Зиярат, а также передал как минимум 49 хадисов, которые содержатся в четырех шиитских книгах. Для некоторых ученых, например, для сеййида Хои, этих причин достаточно, чтобы убедится в надежности передатчика.
Пятый: Хасан Ибн Али Ибн Абу Хамза передавал этот хадис от своего отца и от Вухайб Ибн Фахса. Его отец имеет проблемы с идеологией, так как, он вакифит, но, как правило, считается надежным. Вызвано это тем, что в четырех шиитских сборниках хадисов от него передано более полутысячи хадисов (около 700). В любом случае, он был одним из лидеров вакифитов.
А Вухайб Ибн Фахс — надежный:
مولى بني أسد روى عن أبي عبد الله و أبي الحسن عليهما السلام و وقف و كان ثقة و صنف كتبا
Таким образом, главная проблема хадиса — это Хасан Ибн Али Ибн Абу Хамза, который был назван проклятым лжецом Али Ибн Фаддалом, человеком известным своим трепетным отношением к хадисам, но заблудившимся в конце жизни.
Второй хадис: 55-й хадис из 14-й главы «Сокрытие» Нумани:
Стр. 274-276
Передаёт Ибрагим ибн Убейдулла ибн Аля: «Мой отец рассказал мне от Имама Садика, да будет мир с ним, что Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, рассказывал о событиях, которые произойдут после него до выступления Каима (Имама Махди), да будет мир с ним. И спросил Хусейн, да будет мир с ним: «О, Повелитель правоверных, когда Аллах очистит землю от угнетателей?» Повелитель правоверных сказал: «Аллах не очистит землю от угнетателей, пока не прольётся запретная кровь». Затем он упомянул о делах потомков Умаййа и потомков Аббаса в длинном хадисе. Затем он сказал: «Когда выступит выступающий в Хорасане, одолеет землю Куфан и Мултан, пройдёт через остров Бани Каван, и выступит выступающий из нас в Джиляне. Ответят ему Абур и Дайламан. И явятся для моего потомка знамёна разобщённых тюрков в странах и сторонах, и были они между затруднениями. Когда разрушится Басра и выступит правитель правления в Египте», и он рассказал длинный рассказ. Затем он сказал: «Когда будут снаряжены тысячи, выстроены ряды и баран убьёт ягнёнка, тогда выступит последний, восстанет восстающий и погибнет неверующий. Затем выступит ожидаемый Каим и неузнанный имам, обладающий благородством и достоинствами. Он из твоего потомства, о, Хусейн. Нет сына подобного ему. Он появится между двумя углами Каабы в двух изношенных одеяниях. Он появится для людей и джиннов и не оставит землю без крови. Да пребудет в блаженстве тот, кто застанет его время, застигнет его эпоху и увидит его дни».
Достоверность хадиса:
Главная проблема этого предания в том, что Ибрахим Ибн Абдулла Ибн Ала неизвестен, несмотря на то, что является современником Имама Риды (а), а также он не передает от Имама никакого хадиса, что является явным недостатком передатчика.
У предания имеются и другие недостатки.
Третье предание: из книги «Смуты» Наим Ибн Хаммада:
حديث مقطوع حَدَّثَنَا سَعِيدٌ أَبُو عُثْمَانَ ، عَنْ جَابِرٍ ، عَنْ أَبِي جَعْفَرٍ ، قَالَ : » يَخْرُجُ شَابٌّ مِنْ بَنِي هَاشِمٍ بِكَفِّهِ الْيُمْنَى خَالٌ مِنْ خُرَاسَانَ بِرَايَاتٍ سُودٍ بَيْنَ يَدَيْهِ شُعَيْبُ بْنُ صَالِحٍ ، يُقَاتِلُ أَصْحَابَ السُّفْيَانِيِّ فَيَهْزِمُهُمْ
Перевод: От Абу Джафара (Имам Бакир мир ему!): выйдец молодец из Бану Хашима, на правой руке его отличительная особенность (или родинка, или военное знаме), из Хорасана с черными флагами, с ним будет Шуйаб Ибн Салих, будет сражаться со сторонниками Суфьяни и победит их.
Данное предание имеется и в шиитских книгах, но все они взяты из книги «Смуты».
Саид Абу Осман — неизвестен, даже более того, о нем никаких упоминаний в шиитских книгах по риджалу. А суннитские методологи разногласят о нем, впрочем это уже неважно.
Как видите, в данном предании имеется упоминание о правой руке, сказано خَالٌ а это слово можно переводить по разному, я привел самые вероятные согласно контексту.
Четвертое предание: из «Сокрытия» Шейха Туси:
سنة واحدة في شهر واحد في يوم واحد، وليس فيها راية بأهدى من راية اليماني يهدي إلى الحق
[4] مرجع الضمير في مختصر إثبات الرجعة هو محمد بن أبي عمير والظاهر أنه الصحيح، إذ الفضل لم يرو عن سيف بن عميرة بل يروي عن ابن أبي عمير في موارد كثيرة.
[5] قال النجاشي: بكر بن محمد بن عبد الرحمن بن نعيم الازدي الغامدي، أبو محمد، وجه في هذه الطائفة، من بيت جليل بالكوفة.
Стр. 446-447
От Имама Садика (а): выход троих: Хорасани, Суфьяни, Ямани — будет в один год, в один и тот же месяц, в один и тот же день. И среди этих знамен не будет знамени более правильного, чем знамя Ямани, которое будет наставлять к истине.
У этого предания также имеются проблемы с иснадом, в первую очередь то, что точно неизвестно, кто первый из передатчиков. Есть предположение, что это Мухаммад Ибн Абу Умайр.
Пятый хадис:
Бихар, том 52, стр. 119
Абу Басир Имама Садика (мир ему!) спросил: когда наступит время восстания Каима? Ответил: мы не назначаем время, назначающие его — лжецы. О Абу Мухаммад! У прихода этого времени имеется 5 признаков: призыв в месяц Рамадан, выход Суфьяни, выход Хорасани, убийство чистой души, раскалывание земли в Байда.
Похожий хадис привел Нумани:
أخبرنا محمد بن همام قال: حدثنا جعفر بن محمد بن مالك الفزارى، قال: حدثني عبد الله بن خالد التميمي، قال: حدثني بعض أصحابنا، عن محمد بن أبي — عمير، عن أبي أيوب الخزاز، عن عمر بن حنظلة، عن أبي عبد الله (عليه السلام) أنه قال: » للقائم خمس علامات: [ ظهور ] السفياني، واليماني، والصيحة من السماء، وقتل النفس الزكية، والخسف بالبيداء
9-й хадис из 14-й главы «Сокрытие»
Передаёт Умар ибн Ханзаля: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У Каима пять признаков. Появление Суфьяни, Йамани, глас с неба, убийство чистой души и раскалывание земли в Байда».
Но, у Нумани вместо Хорасани упомянут Ямани.
Достоверность хадиса из Бихара: Али Ибн Абу Хазим, который передал этот хадис от Абу Басира, я не обнаружил упоминания о нем в книгах по риджалу, даже у поздних авторов.
Имеются также хадисы от Имама Садика (а) о Хорасани, который выйдет, также, с черными знаменами, но в этих хадисах отчетливо видно, что речь идет об Абу Муслиме Хорасани, который был одним из врагов омеядов и одним из основателей аббасидского государства, он уже умер, поэтому эти хадисы не имеют отношения к признакам пришествия Имама (а), а скорее к прошлому. Эти хадисы, также, имеют проблемы в иснаде, помимо этого, по смыслу противоречат тем, которые были приведены выше, так как, предания выше повествуют о знамениях восстания Имама (а), а эти о прошедшем, о борьбе аббасидов с омеядами.
А вот еще из «Сокрытия» Нумани:
18-й хадис из 14-й главы, стр. 259.
Передаёт Абу Бакр Хадрами, что он слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Потомки Аббаса неизбежно будут властвовать. А когда они будут властвовать, впадут в разногласия и их повеление разъединится, против них выступят Хорасани и Суфьяни. Этот с востока, а этот с запада. И поспешат они к Куфе словно две скаковые лошади. Этот оттуда, а этот оттуда. И их погибель от рук тех двоих, которые не оставят никого из них».
Но это предание о борцах с аббасидами, не знаю, каким образом можно тольковать это предание, чтобы оно было о будущем, а не о прошлом.
Также имеются другие предания, где говорится о некоем человеке, названном Самарканди, который выйдет из Хорасана, также, с черными флагами:
حدثنا محمد بن أ بی عمیر، قال: حدثنا جمیل بن دراج، قال: حدثنا زرارة بن أعین، عن أ بی عبدالله عليهالسلام، قال: ا ستعیذوا بالله من شرالسفیانی و الدجال و غیرهما من أصحاب الفتن… ثم یخرج الجرهمی من بلاد الشام و یخرج القحطانی من بلاد الیمن و لکل واحد مِن هولاء شوکة عظیمة فی ولایتهم و یغلب علی اهلها الظلم و الفتنة منهم فبینا هم کذلک یخرج علیهم السمرقندی من خراسان مع الرایات السود و السفیانی مِن الوادی الیابس مِن أودیة الشام
Также имеются предания о черных флагах людей с востока, большинство этих преданий дошли в суннитских источниках. И несмотря на слабость этих хадисов многие ученые утверждали о том, что хадисы о черных флагах являются мутаватир, а другие ученые посчитали это утверждение недоказанным.
Есть мнение, что эти предания были выдуманы аббасидами для борьбы с омеядами, так как, эти предания толковались в пользу Абу Муслима Хорасани, который был одним из основателей аббасидского халифата, так как, основную роль в победе аббасидов над омеядами сыграли именно люди из Хорасана, поэтому аббасидские халифы установили Хорасан столицей своего государства.
Итог: предания о Хорасани являются слабыми, но их много, поэтому возможно утверждать об одном из видов таватура.