В каких случаях сплетни не являются таковыми?

Ассаламу алейкум уважаемый брат! У меня такой вопрос: все мы знаем, что говорить о пороках человека в его отсутствие является греховным поступком и именуется «сплетнями». Но есть ли случаи, когда говрить о пороках некоего человека за его «спиной» не является сплетнями и даже в некоторых случаях говорить о них являются обязательными? Прошу разъяснить этот момент. Спасибо большое! Да вознаградит вас Аллах за ваши старания!

Добавить комментарий

Уа алейкумас салам уа рахматулла!

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что сплетня это распространение заведомо ложной или неточной информации о человеке, распространение слухов. Поэтому сплетни могут быть как приятными для человека, так и неприятными, суть сплетни в том, что это ложная или непроверенная информация. Хотя, конечно же, сплетня как правило ассоциируется с нелицепирятными слухами.

Сплетни и распространение слухов является грехом, вне зависимости от того, нравятся ли эти слухи кому-то или нет, являются ли они нелицеприятными для кого-либо или нет. В Священном Коране говорится:

Сура 49 : Комнаты, аят 6

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَأٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْماً بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ .6

 

О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте.

 

То есть, если вы услышие что-либо от нечестивца, человека, для которого ложь и тому подобные грехи являются чем-то обыденным, то не доверяйте этой информации, проверяйте. Согласно этому аяту, распространение информации, полученной от нечестивца (например, пьющего алькоголь, не читающего обязательные молитвы и т.д.) является сплетней, а распространение информации, полученной от одного правдивого человека уже не является сплетней и слухом. Но, имеются вопросы, в которых шариат обязывает мусульман не доверять даже правдивому человеку, если он единственный, кто распространяет эту информацию и требует помимо него наличия еще трех правдивых свидетелей, и при этом условием является соответствие показаний этих людей друг другу. А в некоторых вопросах, которые обладают меньшей значимостью, шариат требует наличия двух правдивых свидетелей. А люди, которые свидетельстуют о том, на что не имеют доказательств, согласно шариату, подвергаются наказанию и должны быть представлены обществу, чтобы в будущем люди не доверяли их словам. Все это говорит о тяжести греха сплетни.

Судя по Вашему вопросу вы спрашиваете не об этом, я так понимаю речь идет о гайба (врядли можно найти точный перевод этого слова на русском языке, так как, по сути гайба является термином, введенным шариатом и исламской нравственностью, а не элементом арабского словаря. Возможно, самыми близкими к этому термину по значению являются слова злословие и хула).

Имам Садик (мир ему!) разъясняя разницу между гайба и клеветой (которая является разновидностью сплетни) сказал:

علي بن إبراهيم، عن محمد بن عيسى، عن يونس بن عبد الرحمن، عن عبد الرحمن بن سيابة قال: سمعت أبا عبد الله (عليه السلام) يقول: الغيبة أن تقول في أخيك ما ستره الله عليه وأما الامر الظاهر فيه مثل الحدة والعجلة فلا، والبهتان أن تقول فيه ما ليس فيه

Гайба — это когда ты говоришь о своем брате то, что было скрыто Аллахом, а явные и очевидные вещи, например, его грубость или поспешность, то это не является гайба. А клевета — это когда ты говоришь о нем, то чего нет в нем.

Кафи, том 2, стр. 358

От Пророка (с):

عن أبي ذر ، عن النبي صلى‌الله‌عليه‌وآله‌وسلم في وصية له قال : يا أباذر ، إياك والغيبة ، فإن الغيبة أشد من الزنا ، قلت : ولم ذاك يا رسول الله؟ قال : لأن الرجل يزني فيتوب إلى الله فيتوب الله عليه ، والغيبة لا تغفر حتى يغفرها صاحبها. يا أباذر ، سباب المسلم فسوق ، وقتاله كفر ، وأكل لحمه من معاصي الله ، وحرمة ماله كحرمة دمه ، قلت : يا رسول الله وما الغيبة؟ قال : ذكرك أخاك بما يكره ، قلت : يا رسول الله ، فإن كان فيه الذي يذكر به ، قال : إعلم أنك إذا ذكرته بما هو فيه فقد اغتبته ، وإذا ذكرته بما ليس فيه فقد بهته.

От Абу Зарра: Пророк (с) изволил сказать: О Абу Зарр берегись гайба, она хуже прелюбодеяния. Я спросил: Почему? Ответил: Прелюбодей может покаятся и Аллах простит его, но совершающему гайба необходимо получить довольство того, о ком он делал гайба…. Я спросил: О Посланник Аллаха, что такое гайба? Ответил: поминание о своем брате тем, что ему неприятно. Я сказал: А если в нем это есть? Ответил: Если в нем это есть, то это гайба, а если этого нет в нем, то клевета.

Васаилуш шиа, том 12, стр. 281

Таким образом, нам необходимо в первую очередь дать точное определение гайба.

Гайба — это разглашение (рассказывание, оглашение, распространение) информации (неважно в каком виде, устном, письменном, намеками, аллегориями и т.д.) о человеке (неважно о нем самом или о чем-то имеющем отношение к нему, например, о его одежде, о его жилище и т.д.) нелицеприятной для него и в его отсутствие.

Определение гайба согласно мнению Имама Хаменеи:


Гайба — это рассказывание в отсутствие мусульманина о его сокрытых недостатках (сокрытых в точки зрения общества, а не личности), при условии, что это рассказывание совершается с намерением умаления и принижения человека, или если это считается принижением или умалением человека с точки зрения общества.

Определение аятуллы Макарема Ширази:

Гайба – говорить о скрытых недостатках человека в его отсутствие.

Определение аятуллы Систани:

Гайба – рассказывать о скрытых недостатках верующего в его отсутствие.

Необходимо упомянуть, что среди ученых имеется множество разногласий по данному вопросу, я не буду касаться всех этих разногласий дабы не утомлять Вас, но коснусь одного важного разногласия. Хадисы о гайба можно разделить на две группы:

  • Хадисы, которые указывают на сокрытость недостатка, как на условие. То есть, в этих хадисах говорится, что гайба является таковой только тогда, когда речь идет о сокрытых недостатках человека. Как в вышеупомянутом хадисе от Имама Садика (мир ему!) и некоторых других хадисах, например, от Имама Риды (мир ему!):

وعن محمد بن يحيى ، عن أحمد بن محمد ، عن العباس بن عامر ، عن أبان ، عن رجل لا نعلمه إلا يحيى الأزرق قال : قال لي أبوالحسن عليه‌السلام : من ذكر رجلا من خلفه بما هو فيه مما عرفه الناس لم يغتبه ، ومن ذكره من خلفه بما هو فيه مما لا يعرفه الناس اغتابه ، ومن ذكره بما ليس فيه فقد بهته.

Васаилуш шиа, том 12, стр. 289

  • Хадисы, которые не указывают на сокрытость недостатка, как на условие. Например, хадис от Пророка (с), который назвал действие Аишы гайбатом, когда та рукой указала на маленький рост женщины, которая незадолго до этого вышла из комнаты.

В силу этого среди ученых возникли разногласия, некоторые из них посчитали, что речь является гайбатом только тогда, когда недостаток человека сокрыт (Например, покойный аятулла Хои (к), Имам Хаменеи, аятулла Макарем Ширази, аятулла Систани), а некоторые другие, например, покойный Имам Хомейни (к), считали, что это не является условием и речь является гайбатом даже если она касается очевидных вещей, например, маленького роста человека или пятен на лице. Доводы второй группы ученых, насколько я могу судить, более крепкие, но это не значить, что рассказывание очевидных недостатков не является грехом, так как, первая группа ученых посчитала это действие грехом с другой точки зрения, а именно с той точки зрения, что это является унижением и принижением достоинства верующего, что также является харамом.

Чей гайба является запретным: запретным является гайба верующих людей. Гайба неверных, сторонников нововведений и заблуждших течений дозволен.

Условия гайба (условия при наличии которых речь считается гайба, помимо тех условий, которые уже были упомянуты):

    1. Отсутствие человека. Если человек присутствует, то это не считается гайба, что не означает, что речь не может быть грехом по другим причинам.
    2. Речь должна быть о недостатках. Поэтому слова о достоинствах не является гайба.
    3. Этот недостаток должен быть порицаем среди людей.
    4. Наличие слушателей или адресатов.

Когда гайба дозволена (некоторые из случаев):

    1. Гайба ради защиты от несправедливости на суде.
    2. Во время консультаций и советов в той степени, в которой необходимо для совета и консультации, например, в вопросах женитьбы, выбора жилья или покупки доли в бизнесе, когда необходима консультация о невесте, соседах или бизнес партнерах.
    3. Гайба лжеученых, людей, которые прикидываются учеными.
    4. О людях вводящих заблуждения и нововведения.
    5. В опровержении ложной идеи, статьи или книги.
    6. Гайба угнетенного об угнетателе, при условии, что угнетатель был в силах воздержаться от гнета и несправедливости.
    7. Сообщение о действиях должностных лиц в соответствующие органы, если это не необходимо для предотвращения предосудительного, в противном случае это ваджиб.

Когда гайба обязательна (некоторые из случаев):

    1. Свидетельство на суде.
    2. Гайба человека, открыто совершающего грех, при условии, что гайба будет именно об этом, открыто совершенном грехе. Гайба обо всех остальных грехах недозволено. (Возможны разногласия по поводу дозволенности и обязательности данного вида).
    3. Сообщение о действиях должностных лиц в соответствующие органы, если это необходимо для предотвращения предосудительного.
    4. Если это необходимо для предотвращения предосудительного.

Так как все случаи дозволенности перечислить невозможно, можно озвучить общее правило: Гайба дозволена во всех случаях, когда положительные последствия гайба превышают его негативные последствия. Как это было в вышеупомянутых примерах. Например, когда гайба приводит к умалению определенной личности, но выручает целое общество, как это бывает когда речь идет о гайба людей, вводящих заблуждение и нововведения. А обязательным гайба становится в тех случаях, когда, помимо преобладания положительных последствий над отрицательными, это необходимо для предотвращения предосудительного, естественно, при наличии условий обязательности предотвращения предосудительного, например, наличия такой возможности, отсутствия опасности и т.д.

Согласно мнению Имама Хаменеи (д): Гайба недозволена даже если сам человек дал на это свое согласие.

Успехов Вам!

Познавший العارف‎ Ответил 22.07.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.