Вопрос про аль Фараби

Ассаламу алейкум! В России (и может в других странах тоже) вошло в привычку не упоминать связь мусульманских мыслителей и других выдающихся людей с исламом. Так Авиценна стал только медиком-философом, а Руми стал поэтом. Причем Авиценна якобы был неверующим (восхвалял вино, вел немусульманский образ жизни) и Руми якобы вышел из религии из-за своих стихов против религии. Вопрос касается мыслителя и философа аль Фараби.

Часто  вижу цитату «Высоко чтил арабский мир ученого и философа Аль-Фараби (870-950). Аль-Фараби глубоко и оригинально видел ряд сущностных педагогических проблем. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира.»

Насколько достоверна эта цитата? Встречается ли эта цитата в персидских и арабских трудах? Неверующие часто любят говорить, что великие мусульмане на самом деле не были мусульманами, или были ими под принуждением. Об этом также рассказывают в учебниках и университетах.

Добавить комментарий
Лучший ответ

Уа алейкумас салам!

Нет, скорее всего  в других странах с таким явлением Вы не столкнетесь, это особенность постсоветского пространства, слабостью к подобному «ваххабизму» (вырыванию отдельных цитат и их искаженному толкованию) обладали именно советские деятели «науки». Это обусловлено тем, что Россия обладала двумя особенностями, которых был лишен Запад: 1) Географическое расположение: СССР будучи отчасти азией (и как следствие, имея в своем составе множество мусульманских народов) не могла обойти стороной великих мусульманских мыслителей, которые пользовались авторитетом и уважением у этих народов; 2) Антирелигиозная пропаганда. Запад в отличии от СССР не борется с религиозной теорией, его интересует религиозная практика. Поэтому на западе даже не прочь выступать от имени религии и Бога, вспомните «in God we trust». Поэтому у советских деятелей возникла повальная мода искажению научной истории стран востока.

Руми был религиозным учителем, проповедующим в мечетях, большая часть его стихов посвящены любви к Богу, Раю и т.д. Ибн Сина в своих книгах доказывает единство Бога, Воскрешение, Пророчество, и даже Имамат. Достаточно взглянуть на оглавление в его книге «Исцеление» или «Указания и наставления».

Что касается восхваления вина, то только совесткий деятель, незнакомый с исламской культурой, подобно ваххабиту, будет понимать это буквально. Вино в мусульманской литературе и поэзии олицетворяет собой любовь и опьяненность ею. И под любовью всегда понимается любов к Богу, а не любовь к женщине, и даже любовь к женщине есть аллегория любви к Богу. Например, Лейли и Маджнун — эта история является аллегорией истинной любви, любви к Богу.

Утверждения Абу Наср Аль-Фараби я не могу подтвердить или опровергнуть, так как, это пустое утверждение не подкрепленное никакими ссылками или цитатами. И конечно же подобное утверждение не может претендовать на какое-либо доверие к себе. И учитывая все вышесказанное, скорее всего, является ложью, так или иначе, или автор исказил, или понял неверно какие-либо из его слов. Почему автор не говорит, например, о том, что Фараби считал, что «Добродетельным городом» должен править человек, получающий знания через откровение, от Бога? (См. Трактат о взглядах жителей добродетельного города», стр. 52).

Но, вот слова «лишь безумцы могут полагать, высшее благо находится вне существующего мира» кажется я знаю откуда автор «взял». Фараби был убежден, что человек должен стремиться к счастью как в этом, так и в будущем мире, он считал глупцами людей, которые отказывались от благ этого мира и направляли все свои усилия на достижение счастья в будущем мире. А благами этого мира он считал науки и промыслы. Он считал, что человек не должен вести монашеский образ жизни, оставляя в стороне науки, промыслы и умственное самосовершенствование, все свое время уделять ритуальным обрядам поклонения. (См. Трактат о взглядах жителей добродетельного города», стр. 205 или 230). Одним словом, он считал, что истинное счастье человек обретает принимая участие в жизни общества, внося в развитие общества свой собственный вклад. Я не удивлюсь, если именно эти его взгляды вылились в фразу: «лишь безумцы могут полагать, высшее благо находится вне существующего мира».

Познавший العارف‎ Ответил 05.10.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.