Вселенная не вечна

Салам алейкум брат.Курбан, дорогой брат, помнишь ты в уроках калама рассказывал что Ибн Сина к концу своей жизни пришёл к выводу что Вселенная не может быть не вечной, ибо да простит меня Всевышний за пример, но вы привели вот был Аллах Один и вдруг Ему захотелось создать все живое на Земле. Это вроде и мнение Муртазы Мутаххари. Поэтому, хотелось бы услышать что думаете об этом вы

Новичок المبتدی‎ Спросил 13.09.2016 в Философия.
Добавить комментарий

Уа алейкумас салам уа рахматулла!

Это очень распространенное среди философов мнение, что Вселенная вечна с точки зрения времени и не имеет временного начала, и доводы на это у них неопровержимые. Так как, если мы представим себе, что было время когда кроме Бога ничего не было, то подобное требует наличия Вселенной (творения), так как, время является производным от Вселенной (говоря простым языком, является сотворенной). Таким образом, утверждая о том, что было время, когда не было никого, кроме Бога, мы на самом деле утверждаем, что было творение и одновременно не было творения.
Но необходимо учитывать, и я об этом говорил на уроке, что временная вечность Вселенной никоим образом не означает, что она не является сотворенной, так как, для подобного утверждения необходимо верить в самостную (сущностную) вечность Вселенной, во что ни один мусульманский философ, по крайней мере из тех, о ком я осведомлен, не верил.

Что касается меня, то я придерживаюсь точки зрения своего дорогого учителя (д) и еще ранее покойного Мирдамада (р), который в своей книге «Аль-Кабасат» доказывал наличие, наряду со временем, других пространств называемых им Дахр и Сармад. Поэтому, с учетом подхода, который имел Мирдамад, мышление большинства философов было ошибочным, так как, они не мыслили вне времени другого пространства. Но если забыть об этих пространствах и мыслить как они, то есть, только категориями времени, то несомненно доводы у них были неопровержимыми. При всем при этом, если мы будем говорить «временная вечность», то есть, к слову вечность добавлять слово «время», то утверждение философов будет верным в любом случае, в том числе с точки зрения Мирдамада.
Проще говоря, в данном случае Вы коснулись двух вопросов:

  1. Является ли Вселенная вечной с точки зрения времени (временная вечность)?
  2. Возможно ли, чтобы был Бог и больше ничего, кроме Него не было?

На первый вопрос все, как большинство философов, так и Мирдамад, отвечают: является!

На второй вопрос большинство отвечает: невозможно! Так как, большинство не мыслит пространства вне времени. А Мирдамад мог бы ответить: возможно! Так как, он мыслит другими пространствами, некоторые из которых не являются производными от творений.
Я извиняюсь за сложность текста, понадобиться большой объемный труд, чтобы более понятно и популярно объяснить сказанное. А в двух словах как мог так и изложил.

Познавший العارف‎ Ответил 14.09.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.