Выбор марджа-таклида

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху.

С недавних пор я шиит, до этого придерживался суннизма. Не совсем понимаю, как правильно выбрать марджу таклид. Как я понял, вы делаете таклид имаму Хаменеи. Но как я понял, тот же Антон Веснин негативно относится к этому. Т.е одни шииты говорят делать таклид одним, другие другим. Хотел бы услышать ваше мнение.

Старец الشيخ Спросил 08.09.2016 в Таклид.
Добавить комментарий

Уа алейкум ас салам ва рахматуллахи ва баракяту!

Все намного проще чем Вам может показаться, но прежде чем ответить непосредственно на Ваш вопрос я попробую разъяснить суть вопроса, чтобы Вы могли иметь более полное представление о предмете вопроса. Начнем с того, что маджа-таклид выбирается из муджтахидов, а муджтахидом является специалист высшего класса в вопросах фикха (исламского права). Под специлистом высшего класса мы подразумеваем людей, которые обладают способностью (умением) выводить из Корана и сунны правовые нормы. Это очень сложный и кропотливый труд. Мусульманин обязан выбрать среди этих специлистов самого лучшего из них, которого принято называть а’лам (самый знающий). И для этого существует три метода:

  • Первый метод не для всех, а только для тех, кто способен самостоятельно определить научный уровень муджтахида. Заключается он в том, что человек посещает уроки и знакомится с трудами различных муджтахидов, а потом определеяет самого лучшего, умелого и знающего из них.
  • Свидетельство как минимум двух справедливых специалистов (то есть людей, которые пользуются первым методом), при условии, что двое других справедливых специалистов не будут противоречить им.
  • Свидетельство определенного количества специалистов, которое приведет к доверию к их мнению. Отличие данного метода от второго заключается в том, что во втором методе нет необходимости в доверии к мнению этих специалистов, достаточно, чтобы их было двое, они были специалистами и справедливыми людьми, и чтобы им не противоречили двое других справедливых специалистов. А в данном методе необходимо наличие доверия к мнению специалистов, вызванное их количеством и (или) авторитетом.

До недавних пор специалистов в области фикха было не так много, студентов духовных семинариев было в разы меньше и как следствие специалистов в данной области можно было сосчитать по пальцам. Именно поэтому, всегда был специалист  (муджтахид), который выгодно отличался от всех остальных. Но, со второй половины двадцатого века количество студентов увеличилось и как следствие больше стало и специалистов. На данный момент их огромное множество, по некоторым данным в одном лишь Куме проживают тысячи муджтахидов, поэтому научное превосходство одних муджтахидов над другими резко сократилось, уже невозможно указать на кого-либо и с уверенностью сказать: «вот он превосходит всех остальных». Десятки муджтахидов имеют одинаковую научную степень.

Теперь вернемся к вашему вопросу:

Как я уже сказал, все намного проще чем кажется, так как, специалисты кумской духовной семинарии, которая является самой крупной и авторитетной на данный момент духовной семинарией в мире (1), представили список муджтахидов, которые являются самыми знающими и лучшими. И с точки зрения Общества преподоваетлей кумской семинарии мусульманин может следовать любому муджтахиду из данного списка.

В списке на данный момент шесть человек: 

Это рекомендации и свидетельства специалистов самой крупной духовной семинарии в мире, поэтому ни один мусульманин не должен испытывать трудностей в выборе марджа таклида. Конечно, если бы мы жили, например, 60 лет тому назад, то в этом списке, возможно, был бы только один человек.

Если же Вы захотите выяснить, кто же из этих шести человек является наиболее знающим и лучшим, что крайне сложно сделать, так как, каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, которые в конечном итоге делают их специалистами одного уровня, то Вам необходимо воспользоваться одним из вышеперечисленных методов. В любом случае, выбрав одного из них Вы выполните свой шариатский долг.

Также замечу, что данный список носит рекомендательный характер и никоим образом не означает, что не может быть седьмого или восьмого, которые также обладают необходимыми условиями таклида.

(1) От неджефской духовной семинарии, которая была единственной способной соперничать с кумской, уже ничего не осталось, она была уничтожена еще во времена Саддама и большинство его представителей переселились в другие города, многие из них переселились в Кум, на данный момент идет попытка вдохнуть в нее вторую жизнь. Так или иначе, от неджефской духовной семинарии ничего, кроме былой славы, не осталось, к сожалению. Поэтому основная научная мощь шиитского мира на сегодняшний день сосредоточена в Священном Куме.

Успехов в соблюдении законов Бога!

Познавший العارف‎ Ответил 08.09.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.