Выбор марджа-таклида
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху.
С недавних пор я шиит, до этого придерживался суннизма. Не совсем понимаю, как правильно выбрать марджу таклид. Как я понял, вы делаете таклид имаму Хаменеи. Но как я понял, тот же Антон Веснин негативно относится к этому. Т.е одни шииты говорят делать таклид одним, другие другим. Хотел бы услышать ваше мнение.
Уа алейкум ас салам ва рахматуллахи ва баракяту!
Все намного проще чем Вам может показаться, но прежде чем ответить непосредственно на Ваш вопрос я попробую разъяснить суть вопроса, чтобы Вы могли иметь более полное представление о предмете вопроса. Начнем с того, что маджа-таклид выбирается из муджтахидов, а муджтахидом является специалист высшего класса в вопросах фикха (исламского права). Под специлистом высшего класса мы подразумеваем людей, которые обладают способностью (умением) выводить из Корана и сунны правовые нормы. Это очень сложный и кропотливый труд. Мусульманин обязан выбрать среди этих специлистов самого лучшего из них, которого принято называть а’лам (самый знающий). И для этого существует три метода:
- Первый метод не для всех, а только для тех, кто способен самостоятельно определить научный уровень муджтахида. Заключается он в том, что человек посещает уроки и знакомится с трудами различных муджтахидов, а потом определеяет самого лучшего, умелого и знающего из них.
- Свидетельство как минимум двух справедливых специалистов (то есть людей, которые пользуются первым методом), при условии, что двое других справедливых специалистов не будут противоречить им.
- Свидетельство определенного количества специалистов, которое приведет к доверию к их мнению. Отличие данного метода от второго заключается в том, что во втором методе нет необходимости в доверии к мнению этих специалистов, достаточно, чтобы их было двое, они были специалистами и справедливыми людьми, и чтобы им не противоречили двое других справедливых специалистов. А в данном методе необходимо наличие доверия к мнению специалистов, вызванное их количеством и (или) авторитетом.
До недавних пор специалистов в области фикха было не так много, студентов духовных семинариев было в разы меньше и как следствие специалистов в данной области можно было сосчитать по пальцам. Именно поэтому, всегда был специалист (муджтахид), который выгодно отличался от всех остальных. Но, со второй половины двадцатого века количество студентов увеличилось и как следствие больше стало и специалистов. На данный момент их огромное множество, по некоторым данным в одном лишь Куме проживают тысячи муджтахидов, поэтому научное превосходство одних муджтахидов над другими резко сократилось, уже невозможно указать на кого-либо и с уверенностью сказать: «вот он превосходит всех остальных». Десятки муджтахидов имеют одинаковую научную степень.
Теперь вернемся к вашему вопросу:
Как я уже сказал, все намного проще чем кажется, так как, специалисты кумской духовной семинарии, которая является самой крупной и авторитетной на данный момент духовной семинарией в мире (1), представили список муджтахидов, которые являются самыми знающими и лучшими. И с точки зрения Общества преподоваетлей кумской семинарии мусульманин может следовать любому муджтахиду из данного списка.
В списке на данный момент шесть человек:
- Имам Хаменеи
- Аятулла Шубейри Занджани
- Аятулла Систани
- Аятулла Вахид Хорасани
- Аятулла Макарем Ширази
- Аятулла Сафи Гулпайгани
Это рекомендации и свидетельства специалистов самой крупной духовной семинарии в мире, поэтому ни один мусульманин не должен испытывать трудностей в выборе марджа таклида. Конечно, если бы мы жили, например, 60 лет тому назад, то в этом списке, возможно, был бы только один человек.
Если же Вы захотите выяснить, кто же из этих шести человек является наиболее знающим и лучшим, что крайне сложно сделать, так как, каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, которые в конечном итоге делают их специалистами одного уровня, то Вам необходимо воспользоваться одним из вышеперечисленных методов. В любом случае, выбрав одного из них Вы выполните свой шариатский долг.
Также замечу, что данный список носит рекомендательный характер и никоим образом не означает, что не может быть седьмого или восьмого, которые также обладают необходимыми условиями таклида.
(1) От неджефской духовной семинарии, которая была единственной способной соперничать с кумской, уже ничего не осталось, она была уничтожена еще во времена Саддама и большинство его представителей переселились в другие города, многие из них переселились в Кум, на данный момент идет попытка вдохнуть в нее вторую жизнь. Так или иначе, от неджефской духовной семинарии ничего, кроме былой славы, не осталось, к сожалению. Поэтому основная научная мощь шиитского мира на сегодняшний день сосредоточена в Священном Куме.
Успехов в соблюдении законов Бога!