Кто есть мусульманин, а кто есть верующий?

Отвечено

Ассаламу алейкум! Есть ли различие между понятиями «мусульманин» и «верующий»? Кто есть мусульманин, а кто есть верующий? Можно ли называть людей толпы мусульманами или верующими? Благодарю.

Добавить комментарий
Лучший ответ

Уа алейкумас салам уа рахматулла!

Разница между верой (иманом) и исламом явствует из 14 аята суры Комнаты:

قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا ۖ قُلْ لَمْ تُؤْمِنُوا وَلَٰكِنْ قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ ۖ وَإِنْ تُطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ لَا يَلِتْكُمْ مِنْ أَعْمَالِكُمْ شَيْئًا ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы стали мусульманами». Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный».
Как видно из аята ислам является внешним признанием, признанием на языке, признанием, которое не обязательно предполагает признание душевное, внутреннее. А вера это признание внутреннее, душевное, которое не обязательно предполагает признание внешнее. Таким образом, если человек на словах признает две шахады, которые люди произносили во времена Пророка (с), чтобы принимать ислам (то ест, свидетельство о единстве Бога и пророческой миссии Посланника Аллаха), то он считается мусульманином, вне зависимости от того, что у него на душе, от того, признает ли он на самом деле эти основы, поэтому его касаются все положения, которые касаются мусульман, например, таких людей необходимо хоронить на мусульманском кладбище, они являются ритуально чистыми, можно заключать браки с такими людьми и т.д. А иногда бывает так, что человек на словах и внешне не признает эти два свидетельства, а в душе признает и верит в них, как, например, Абу Талиб, отец Повелителя правоверных (мир им!), который на словах не признавал (по тем или иным внешним причинам), но как мы все знаем верил в единство Бога и в пророческую миссию Посланника Аллаха (с). И как мы знаем, Пророк (с) обращался с Абу Талибом как с мусульманином, например, Пророк (с) не развел его с его супругой, которая была мусульманкой, то есть признавала и открыто объявляя себя приверженкой учения Мухаммада (с), хотя во всех остальных случаях, когда супруга неверного принимала ислам, он (с) разводил ее с ее супругом.
Покойный шейх Табарси в своем толковании Маджмаул баян, в 9-м томе, на странице 231 в толковании данного аята пишет:
والذي أظهر الاسلام تعوذا من القتل، غير مؤمن في الحقيقة، إلا أن حكمه في الظاهر، حكم المسلمين.
Тот, кто объявляет о своем исламе в страхе перед смертью не является верующим, но внешне его касаются все те положения, которые касаются остальных мусульман.
Далее он приводит хадис от Анаса, от Пророка (с):
وروى أنس عن النبي (ص)! قال: الاسلام علانية، والإيمان في القلب
Ислам является открытостью (то есть, объявлением, открытым произнесением шахады), а место веры в сердце.
Подобных хадисов от непорочных (мир им!) множество. Приведенные братом Allâme хадисы также свидетельствуют об этой разнице.
Это основное и важнейшее отличие веры от ислама, хотя имеются и другие отличия. Конечно, иногда в хадисах (например, Путь красноречия, мудрость 125: الإِسلامُ هُوَ التَّسليمُ ، وَ التَّسليمُ هُوَ اليَقينُ ، وَ اليَقينُ هُوَ التَّصديقُ ، وَ التَّصديقُ هُوَ الإِقرارُ وَ الإِقرارُ هُوَ الأَداءُ وَ الأَداءُ هُوَ العَمَلُ  Перевод: Ислам — покорность, покорность — уверенность, уверенность — подтверждение, подтверждение — признание, признание — приверженность, приверженность — деяние. Таким образом, как мы видим, согласно данному хадисы ислам есть деяние, из этого можно сделать вывод, что под исламом в данном случае имеется ввиду вера.) под словом ислам подразумевается вера (иман), это необходимо учитывать. Возможно это обусловлено тем, что в здоровых и нормальных условиях ислам непременно должен сопровождаться верой (иманом), а те случаи, когда ислам не сопровождается верой являются не здоровыми и не нормальными, как правило, это ситуации, когда человек утверждает о своем исламе в страхе перед смертью, в желании посеять смуту среди мусульман, в корыстных целях и т.д. Поэтому, непорочные (мир им!) могли использовать ислам в значении имана, но из вышеупомянутого аята отчетливо видна разница между исламом и иманом. Однако, когда в предложении упомянуты оба этих слова (и иман, и ислам), то каждое слово использовано в своем значении, но когда одно из них использовано без упоминания второго, то возможно что оно использовано в значении второго, как в хадисе из Пути красноречия.
 И как следствие данной разницы между верой и исламом:
  • Ислам не предполагает наличия у человека праведных деяний, а вера предполагает, поэтому в Усул аль-Кафи до нас дошел хадис:

الايمان إقرار وعمل، والاسلام إقرار بلا عمل

Вера — признание и деяние, а ислам — признание без деяния.

علي بن إبراهيم، عن أبيه، عن ابن أبي عمير، عن الحكم بن أيمن، عن القاسم الصيرفي شريك المفضل قال: سمعت أبا عبد الله (عليه السلام) يقول: الاسلام يحقن به الدم، وتؤدى به الأمانة، وتستحل به الفروج، والثواب على الايمان.

Исламом сохраняется жизнь человека, соблюдаются его права, дозволенными становятся браки, но божественная награда полагается за веру (иман).

На вопрос о том, можно ли называть людей толпы мусульманами, то да, непременно можно. Но что касается того, могут ли люди толпы быть верующими? Ответ: да, теоретически могут, но только те из них, которые слабы в этом мире и лишены возможности узнать истину о семейство Пророка (с) и имамате. А вера всех остальных под большим вопросом, но Аллаху об этом известно лучше. Вера в имамат является продолжением веры в единство Бога и пророчество, поэтому, сомнительна вера того, кто «верит» в пророчество, но обходит стороной вопрос имамата. Поэтому, до нас дошли хадисы от непорочных, согласно которым отрицание руководства непорочного семейства Пророка (мир им!) является неверием:

11 — علي بن إبراهيم، عن صالح بن السندي، عن جعفر بن بشير، عن أبي سلمة عن أبي عبد الله عليه السلام قال: سمعته يقول: نحن الذين فرض الله طاعتنا، لا يسع الناس إلا معرفتنا ولا يعذر الناس بجهالتنا، من عرفنا كان مؤمنا، ومن أنكرنا كان كافرا، ومن لم يعرفنا ولم ينكرنا كان ضالا حتى يرجع إلى الهدى الذي افترض الله عليه من طاعتنا الواجبة فإن يمت على ضلالته يفعل الله به ما يشاء.

От Имама Садика (им ему!): мы те, кому Всевышний обязал людей подчиняться… тот, кто познал нас является верующим, а тот, кто отрицает нас неверным, а тот, кто не познал нас и не отрицает нас, находится в заблуждении, до тех пор, пока не вернется на верный путь, которым обязал его Всевышний, то есть, подчинение нам.

عرف الله إيمانهم بولايتنا وكفرهم بها

Имам Садик (мир ему!): вера и неверие людей познается через наше руководство.

Отступление: В данных хадисах «неверие» противопоставляет вере (иману), а не исламу. Это надо иметь ввиду, к сожалению очень многие не видят разницы между этими вещами.

Также необходимо коснуться еще одного вопроса.

  • Вера имеет множество ступеней.
  • Непорочные имамы (мир им!) описывая качества верующих очень часто вместо слова «верующий» использовали слова «наши шииты».  Хадисов, в которых описываются возвышенные качества верующих и в которых обладателей этих качеств имамы называют «наши шииты», огромное множество.
  • Под словом «шииты» в хадисах подразумевается словарный смысл, а не тот терминологический, который на сегодняшний день принято использовать. А в словарном значении шиит означает «следующий по пятам», что подразумевает то, что «наши шииты» — это те люди, которые жили как имамы (мир им!), были близки к ним в своих деяниях и духовности. Поэтому, эти «наши шииты» являются не просто верующими, а находятся на высокой ступени веры.
  • Шиит, в современном терминологическом значении, не всегда и не обязательно является верующим. Люди, которые называют себя шиитами и произносят три свидетельства, могут быть лицемерами. Поэтому, шиит в данном значении никоим образом не равен верующему.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что «наши шииты» являются людьми, достигшими высоких ступеней веры. Что в свою очередь не исключает наличия веры у других, не являющихся «нашими шиитами», веры меньшей по своей степени, веры слабой.

Познавший العارف‎ Ответил 28.08.2016.
Добавить комментарий

Ва алейкума салам!

Мусульманин тот, кто произнёс шахаду, а мумин (верующий) тот, кто принимает Таухид, Нубувват, Маад, Адль и Имамат. И следуя по стопам Ахли-Бейт, выполняет все приказы Аллаха, Святого Пророка (Да благословит его Аллах и его семейство) и Имамов (мир им).

    • Великий учёный шиизма Шейх Садук (ра) пишет:
      باب الإسلام والإيمان الإسلام هو الإقرار بالشهادتين
      «Условиями принятия Ислама является согласие с двумя свидетельствами (т.е. Таухид и Нубувват) и их произнесение.»
      [«аль-Хидайа», стр. 54]

Однако из современных учёных Сейид Хои (ра) к шахадатейну добавил еще пункт «Маад»(воскрешение):

    • فالموضوع للآثار المتقدمة من الطهارة واحترام المال والدم وغيرهما إنما هو الاعتراف بالوحدانية والرسالة والمعاد وليس هناك شئ آخر دخيلا في تحقق الاسلام وترتب آثاره المذكورة.
      «Чистота, неприкосновенность имущества и крови и тд. относятся к человеку, принявшему единство Аллаха (Таухид), нубувват (пророчество) и маад (воскрешение)… Нет других причин в добавок к этим приводящим к хукму мусульманина…» [«Китаб ат-Тахарат», т.2]

В хадисе от Имама Садыка (мир ему) можно найти подтверждение к словам учёных:

    • محمد بن يحيى ، عن أحمد بن محمد ، عن الحسن بن محبوب ، عن جميل بن صالح ، عن سماعة قال قلت لأبي عبد الله عليه‌السلام أخبرني عن الإسلام والإيمان أهما مختلفان فقال إن الإيمان يشارك الإسلام والإسلام لا يشارك الإيمان فقلت فصفهما لي فقال ـ الإسلام شهادة أن لا إله إلا الله والتصديق برسول الله صلى‌الله‌عليه‌وآله به حقنت الدماء وعليه جرت المناكح والمواريث وعلى ظاهره جماعة الناس والإيمان الهدى وما يثبت في القلوب من صفة الإسلام وما ظهر من العمل به والإيمان أرفع من الإسلام بدرجة إن الإيمان يشارك الإسلام في الظاهر والإسلام لا يشارك الإيمان
      Передаёт Самаа: «Я сказал Имаму Садыку (мир ему): «Поведай мне об исламе и вере. Различаются ли они?» Он сказал: «Вера объемлет ислам, а ислам не объемлет веру». Я сказал: «Опиши мне их». Он сказал: «Ислам – это свидетельство, что нет божества кроме Аллаха, и подтверждение Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Посредством ислама сохраняется жизнь, заключаются браки и передаются наследства. Его внешних проявлений придерживается общность людей. А вера – это истинный путь и то, что утвердилось в сердцах из качеств ислама и проявилось в деяниях. Вера на степень выше ислама. Вера объемлет ислам во внешних проявлениях, но ислам не объемлет веру во внутренних особенностях, несмотря на то, что они соединяются в слове и описании»  [«Аль-Кафи», книга веры и неверия]
      Алламе Маджлиси (ра) : хадис мувассак (приемлимый) [«Миратуль-Укуль», т.7 , стр. 151]

Так что можно называть людей толпы мусульманами, а верующими, только истинных шиитов.

Также советую вам прочитать об Амманской декларации.

Надеюсь, что смог ответить на ваш вопрос, если я допустил ошибку в ответе, или упустил какой-то момент, прошу брата Курбана исправить и ответить более подробно.

Наставник الأستاذ Ответил 28.08.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.