Предопределение и свобода воли
Нахдж уль балага
Изречение 78:
Повелитель верующих, да будет над ним мир, сказал в ответ на вопрос одного сирийца: было ли наше выступление на Сирию по Божьему предопределению?
Горе тебе, ты считаешь судьбу неизбежной, а предопределение окончательным! Но если оно так и было, в чем тогда смысл воздаяния и наказания, обещания и предостережения?…….
Уважаемый Курбан, имам Али алейхиссалям утверждает что судьбу можно изменить, и предопределение не является окончательным. Но это не совсем то, о чем вы говорили на лекциях по предопределению, разъясните пожалуйста
Это ровно то, о чем я говорил, послушайте, пожалуйста, внимательно. Возможно вы не совсем правильно понимаете слово «предопределение», предопределение в терминологии учения Ахл аль-бейт, мир им, не означает отсутствие свободы воли. Смысл предопределения был разъяснен в первом уроке.
Коротко: Предопределение в понимании Ахл аль-бейт, мир им, никоим образом не противоречит свободе воли. Есть две крайности, которые противоречат учению Ахл аль-бейт, мир им: 1) Человек вынужден в своих действиях и все действия человека предрешены Всевышним, а человек не играет никакой роли в своем выборе; 2) Абсолютная свобода воли, когда человек не просто обладает свободой воли, а более того, ни что и ни кто не властен над волей человека. Обе точки зрения противоречат учению Ахл аль-бейт, мир им, имамы говорили:
Истина между ними.